Традиции и обычаи

Казахские свадебные обычаи

Казахские свадебные обычаи

Казахские свадебные обычаи красивы. По древнему адату, запрещался брак между родственниками до седьмого колена. Поэтому каждый казах должен был знать свою родословную, впрочем, это правило сохраняется и сегодня, ведь незнание своего происхождения является невежеством.

Ранние браки были частым явлением, считалось, что они удерживают молодежь от непристойных поступков и способствуют появлению здоровых детей. Возраст невесты составлял 13–14 лет, а жениха – 14–15. Сейчас такие браки не практикуются.

Перед свадьбой юноша просил согласия любимой девушки стать его женой через жену старшего брата, так как строгие законы степей не допускали открытых встреч молодых. Бывало и так, что девушка не знала своего суженого до свадьбы, а их родители дружили между собой.

Брачное соглашение достигалось двумя способами – либо путем договора между родителями с обеих сторон, такой обычай называется «кудалык», либо сторона жениха крала невесту, что назвалось «алып кашу».

В назначенный день сваты жениха являются в дом девушки с подарками и сладостями. У дверей перед сватами протягивают аркан и требуют плату за вход – деньги или отрезы ткани. При входе в дом на сватов заводят в дом, где на них сыпется шашу – конфеты и монеты. В доме невесты режут барана и готовят из него бешбармак. Звучит домбра, танцы сменяют айтысы и песни. В огонь наливают масло, и самая уважаемая женщина рода, согрев на нем свои руки, прикасается ими к щекам будущего зятя, чтобы он почувствовал тепло дома своей невесты. Одна из родственниц жениха надевает на безымянный палец невесты кольцо. Брачное соглашение завершается определением дня, когда родители жениха и его родственники должны будут подарить отцу невесты киiт — лошадь, халат и другие подарки. Семья невесты в этот день устраивает пиршество, куда приглашаются близкие родственники, где обсуждаются вопросы, связанные с предстоящей свадьбой. Родственники невесты обслуживают родственников жениха, подавая им чай, кумыс, мясо.

Заканчивается гуляние играми на реке девушек со стороны невесты и парней – со стороны жениха. Перед отъездом сватов, родственники невесты одаривают родственников жениха.

Сторона жениха выплачивает калым семье невесты, его размер зависит от имущественного положения семьи. Например, богатые семьи отдавали 77 голов лошадей, семьи среднего достатка – 47, а небогатые – 17. Если у семьи нет лошадей, то калым отдается другими видами скота. Лишь после того, как большая часть калыма выплачена, назначается дата свадьбы. Сторона жениха устраивает жертыс-той, приглашает всех родственников посмотреть и оценить подарки для жениха. Недостающую часть подарков приносят друзья и родственники.

Калым

После сговора и первого взноса калыма жених имел право «тайно» посетить невесту, его первое посещение называлось урын келу. Первое свидание было очень важным, так как в этот день молодые люди, до этого не видевшие друг друга, знакомились. Порой это знакомство предотвращало неравные браки. Первым посещением жениха невесты руководил обычно ловкий, бойкий и расторопный джигит. Он брал с собой различные подарки, а также изделия, необходимые для свадебного ритуала: кольца, сережки, браслеты и т. д. Для жениха и его товарищей в ауле невесты ставили специальную юрту, устраивали «урын той». На следующий после приезда жениха день аульные женщины знакомили с ним невесту. После «урын тоя» обе стороны начинали деятельную подготовку к женитьбе молодых. Отец жениха полностью вносил калым, готовил скот для свадебного тоя, принадлежности для юрты, подарки и т. д. Отец невесты готовил приданое — жасау, особое внимание уделяя приобретению жилищной обстановки, нарядного головного убора дочери – саукеле и повозки — куйме. Второе и все последующие посещения жениха было открытым и носило название «калындык ойнау». Приданное (жасау) невесты обходилось им очень дорого, иногда превышая стоимость калыма.

Обязательно устраиваются смотрины будущей невесты, с гостей берут за это выкуп – коримдик. На невесту надевают уки – драгоценное украшение, как правило, это золотые серьги. Мать жениха в присутствии женщин открывает сумку со сладостями, коржын, украшенную бижутерией, которую могут срезать и оставить себе родственницы невесты; будущая свекровь также дарит подарок матери невесты — анасын ак сути – благодарность за молоко матери. А родственникам невесты раздается кит – подарок. Перед свадьбой в ауле невесты ставилась юрта для новобрачных. Женщинам, ставившим её, полагались также подарки.

Сваты оставляют в доме невесты жертвенного барана, которого должны зарезать наутро, и созвать на бешбармак всю округу. Ни один кусок мяса не должен остаться, но невеста не может прикасаться к этому мясу. Обряд этот называется кыздын ольтириси, то есть – жертва во имя девушки. В тот же день открывается вторая часть сумки со сладостями, привезенной будущей свекровью – коржына – и раздается соседям и родственникам.

На смотринах певец под аккомпанемент саза или домбры поет обрядовые песни «той бастар», родственники жениха танцуют.

Перед основной свадьбой сторона невесты должна устроить кыз узату – проводы девушки. Той начинается с того, что гости становятся полукругом, входит невеста с незамужними подругами и обходит гостей несколько раз, как бы прощаясь с ними. Затем входит жених, в сопровождении друзей и присоединяется к невесте. Самый старый и уважаемый читает бата – благословение и начинается той. Заканчивается празднество обрядом тойбастар – на блюдах разложены сладости и безделушки, а чтобы их получить – нужно спеть песню. Тем, кто не смог приехать на торжество передают саркыт – долю с дастархана: мясо и сладости.

Казахские свадебные обычаи

После кыз узату проводится жигиттын тойы – свадьба жениха. Накануне снохи джигита привозят в дом невесты купленное им свадебное платье и туфли. Традиционный казахский свадебный наряд красного цвета, сегодня же он европейский – белое платье.

В ночь перед свадьбой у невесты собираются подружки. Девичьи посиделки длятся до утра. В это время готовятся к свадьбе: пекут баурсаки, лепешки, различные сладости, режут барана, готовят куырдак. Утром родственники жениха приезжают к дому невесты, но она находится в соседнем доме. Невестки и сестры девушки уже ждут приезда свадебного кортежа. После шутливых дебатов друг жениха платит выкуп или просто угощает родственниц сладостями. Но это только первый барьер, впереди жениха ждут два кордона из младших братьев и подружек невесты. Плюс ко всему старшие снохи выворачивают у влюбленного джигита карманы пиджака, где должны лежать всякие безделушки. Во двор дома невесту вводят под пение после угощения соседей и танцев родственников. Впереди шествия идет родственник невесты, ее родной брат повязывает ей на пояс платок, символизирующий верность и послушание невесты мужу и его родителям.

Перед отъездом невесты в чужой аул поется песня-состязание «Жар-жар». Ее поют две группы молодежи: группа жениха и группа невесты, с ними самими во главе. В ней поется о положении женщины в семье, выражается грусть и жалоба девушки в связи с переездом в другой аул. Традиция требовала, чтобы с песней девушка в сопровождении подруг обошла все юрты своего и ближнего аулов.

Существовала замечательная традиция сынсу. Каждая казахская девушка, вступающая в брак, должна была перед свадьбой написать собственное сынсу — песню-прощание невесты с родным домом, подругами, близкими. Главная особенность этой песни – то, что ее слова были строго индивидуальны, ее нельзя была повторять другим девушкам, даже несколько строк не должны были совпадать. Девушки в этих песнях сравнивали себя с сорванным цветком, белым лебедем, белым снегом, прощались с родителями и подругами, оплакивали свою девичью волю.

Невесту увозят лишь после того, как она попрощается со своими родителями. Если девушка не могла сама составить свадебный причет, текст сынсу писали профессиональные поэты-акыны, которые затем заучивались девушкой.

Свадебный кортеж едет в мечеть, где совершается бракосочетание по мусульманским обычаям, после – в ЗАГС, затем – к какому-нибудь святому месту. Но это – сейчас.

Когда невеста подъезжает к дому жениха, закрывала лицо вуалью, а встречающие ее родители жениха разбрасывают над ее головой курт, баурсаки и сладости. Войдя в юрту, жених и невеста прежде всего приветствуют огонь очага, а затем отвешивают поклоны старшему поколению и гостям.

Бет ашар

Певец, в руках которого находится камча, с вплетенной в нее красной нитью, начинает прославлять невесту и описывать принесенные ей дары, постепенно приподнимая покрывало, закрывающее ее лицо. Этот обряд называется «бет ашар» — открывание лица невесты. В песне перечисляются обязанности молодой жены: уважение старших и родственников мужа, преклонение перед мужем, оказание почета и уважения гостям и постоянная улыбка на лице, забота о домашнем очаге, уход за мужем. Потом домбрист начинает перечислять родственников жениха, и девушка в знак почтения отдает каждому салем – поклон. Те, чьи имена назвал домбрист, обязаны положить деньги на стоящее перед тамадой блюдо.

В конце песни невесте открывают лицо, на этом обряд заканчивается — жених с невестой и все гости рассаживаются по местам — начинается той.

Раньше, когда свадьбы праздновались дома, когда пара входит в жилище, тамада приглашает гостей к столу. А невеста в это время находится в специально предназначенной для нее комнате вместе со снохой, где должна находиться до самой брачной ночи, бет ашар проводился на следующий день. Сейчас невеста сидит рядом с женихом.

Свадебный обряд сопровождается скачками – байга, борьбой – курес, единоборством всадников – саис, борьбой наездников за тушку ягненка – кокпар, состязанием акынов и пиршеством.

Свадьба заканчивается, и невесту в новый дом едут провожать снохи. Через некоторое время после свадьбы родственников новобрачной приглашают к себе в гости родители жениха. Называется этот обряд есик тор — почетное отворение дверей. Родители молодой жены привозят с собой приданое. Его собирает мать новобрачной при помощи родственников. Каждый вносит свою лепту, будь то одеяло, сервиз или просто кастрюля. Идея состоит в том, что молодая жена должна прийти в новый дом со своим имуществом. Приданное состоит, как правило, из посуды, постельных принадлежностей, ковров. Сегодня это может быть и мебель, и бытовая техника. Кроме того, у девушки должен быть сундук, чтобы было куда складывать вещи.
После свадьбы еще долго молодоженов приглашают в гости родственники, угощают их бешбармаком и дарят подарки за первое посещение их дома в качестве жены.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *